Молодая,
красивая, подающая большие надежды актриса
свернула в Вознесенский переулок. В лицо мело
тополиным пухом и черными мыслями. Опять во мне
назойливо тренькало:" И что, я всю жизнь так и
буду говорить чужие слова?!" Вот и нужный мне
дом. Мастерская художника, чьи работы мне
рекомендовали посмотреть, на втором этаже. "Он
еще и батикист",- сказано было интригующе, со
странной улыбочкой, как об очень редком
извращении. Ну-ну, поглядим...
Владислав Степанович Соколов! Вы,
наверное, и не знаете, что сидели мы с Вами,
беседовали, чай пили, солнце катилось за пыльные
тополя, и назойливо тренькающая мелодия в голове
внезапно смолкла под натиском нелепой,
совершенно безумной и спокойной уверенности:
"Я буду художником".
Это потом Вы дадите мне кусок белого
крепдешина и краски :"Попробуйте!" Я
попробую: украду вечером в коридоре у
соседа-милиционера два бруска, распилю их
пополам, сколочу некое подобие подрамника,
натяну на него шелк, соберу по квартире все свои
кисточки для глаз, бровей и губ, и... И узнаю, что
моя душа, проливаясь краской, может так свободно,
так точно отпечатываться на шелковой материи.
Это потом, через год, случится первая выставка. Я
назову ее "Есть ли жизнь на шелке?" И вторую
так же. И третью, и четвертую... Это потом одну из
выставок купят у меня целиком. А потом целый год я
буду сидеть без гроша. Потом попытаюсь удивить
Рим (заодно - увидеть). Потом зачем-то вступлю в
Международную Федерацию художников ЮНЕСКО,
Профессионально-Творческий Союз художников
России (Мама, это - для тебя) Потом...
Каким только "горшком" не
называется то, чем я занимаюсь. Батик, живопись на
шелке, роспись по шелку, акварель на шелке,
свободная роспись и даже, страшно сказать -
текстильный дизайн... Батик - привычно, коротко,
"удобно", но, по сути... совсем не верно. Само
слово "батик" переводится как "рисование
горячим воском". Техника эта родилась в
Индонезии. Хлопковая ткань прокрывается сначала
воском, потом краской, воском-краской, от
светлого к темному опять и опять, пока на платье,
платке, парео появится слон или магический
орнамент, или...
Crepe de Chine. В самом названии шелковой
материи - имя другой родины росписи ткани. Не
хлопок, а шелк. Никакого воска - только тончайшая
кисть и мастерство, доведенное до каллиграфии...
Страна Восходящего Солнца, Япония. Ах, эти дамы в
кимоно - с высокими прическами, китайскими (!)
зонтиками, бумажными стенами и шелковыми
драконами!.. Германия - родина так называемого
"холодного батика" - техники, близкой
акварельной. Вдобавок с использованием
"границы" рисунка (резервирующего состава -
"порожка"), чтобы краска, разведенная водой,
перестала быть неуправляемой, не текла, куда ей
вздумается...
Наконец, Россия. Русский
авангард. Короткий, в сущности, период, но - Эпоха.
Счастливая пора для нестандартного,
"незашоренного" взгляда на мир. То, что
Владимир Маяковский сам расписывал
необыкновенные платья Лиле Брик, может, и
красивая легенда. Но вот платье-конструкция
"Женщина-часы" Александра Родченко - факт
достоверный. (Да, платье, да, его можно носить, но
одежда ли это для тела? Может, одежда Души, не
слишком уверенной в своем бессмертии?!)
"Галстук-Осетр". Автор тот же. (Опять, что это
- галстук, "вещь" , или добровольно надетая
удавка из жирной рыбины?) Александра Экстер.
Попытки (удавшиеся!) "кинетической
скульпо-живописи" в спектаклях Камерного
театра "Фамира Кифаред", "Саломея", где
все - декорации, свет, тела актеров, грим, ткани их
одежд как цветовое, смысловое "пятно" -
единая, да еще и движущаяся Живописная Ткань.
Но... Создание таких авангардных
"объектов" из ткани, несущих в себе сугубо
русскую ментальность (соединение "низкого"
и "высокого" - ткань, как одежда, костюм, и она
же - мысль, облеченная в материю) было прервано. Не
"Но!", а "Тпру" - русский Шелковый
путь надежно заасфальтировали. Обнесли забором.
Началась эра... советского
"декоративно-прикладного искусства". И
работа по шелку - батик, если угодно - и на деле, и в
сознании надолго превратилась в платки с розами,
ромбиками, рыбками, в декоративные панно
"Осень", "Весна", "Закат",
"Рассвет"..., в элемент костюма, в газовые
шарфики с разводами..., будь они неладны!
Сейчас батик "в моде". А у
моды - всегда "волна". На волне благополучно
покачиваются рыбки-ракушки, лютики-цветочки,
кельтские орнаменты, египетские иероглифы,
японские дамы с китайскими зонтиками... А как же
генетическая страсть к "подковыванию
блохи"?! Как же русский разбойничий свист и
задушевные разговоры до рассвета? Как же Crepe De Rus?!
Ведь шелк парадоксален уже по
своей природе. И любит превращения.
Из куска ткани - в живописное полотно в дорогом
багете. Из пейзажа на "тряпочке" - в
отражение в "оконном стекле" (Окно, конечно,
"ненастоящее", зато занавеска - самая
настоящая, шелковая, а на ней - Кот).
Шелк может и наступить изящной женской ножкой на
крепкую мужскую грудь в качестве... галстука. С ним можно даже
поиграть "в любовь" - только оставь
ненадолго два плоских прозрачных изображения на
одном подрамнике - они тут же сольются в... третью,
уже "объемную" картинку.
Метаморфозы. Подобные цепочке таинственных
превращений самого тутового шелкопряда.
Сначала гусеница шумно ест
листья во тьме и много спит, и видит сны, и
наматываются они на кокон белой нитью. Еще бы
немного поспать - и быть бы бабочке. Но появляется
Человек, хватает кокон и бросает его в кипяток, и
разматывает нить снов, и заряжает ее в ткацкий
станок. Вот так-то - шелк вместо бабочек...
Дорогой далекий друг, тутовый
шелкопряд, можно, в холодной России я досмотрю
твои сны?!
|